В 2014-2016 годах мною было проведено исследование влияния преподавания компьютерного моделирования в основной школе на результаты обучения информатике и физике. В современной школе ярко выражено противоречие между необходимостью достижения высоких результатов учебной деятельности через реализацию межпредметных связей школьных дисциплин, с одной стороны, и недостаточным практическим использованием одной из форм такой реализации – компьютерным моделированием процессов и явлений. Проблема исследования заключалась в том, каким образом с помощью компьютерного моделирования, дополнительно включенного в курс информатики, можно реализовывать межпредметные связи, изучаемых в школе дисциплин.

 Целью исследования стала разработка практикума компьютерного моделирования процессов на уроках информатики, ориентированного на достижение предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.

 Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ Биокомбинатовская СОШ посёлка Биокомбината Щелковского муниципального района Московской области.

 В ходе работы было выявлено и обосновано влияние реализации межпредметных связей дисциплин на результаты учебного процесса, определены критерии оценки эффективности такой реализации; конкретизированы современные формы и средства реализации межпредметных связей дисциплин, в том числе компьютерное моделирование; выделены психолого-педагогические особенности реализации таких связей в  VII, VIII классах общеобразовательных школ.

Результатом исследования стала разработка методических рекомендаций по разработке уроков компьютерного моделирования процессов и явлений, которые могут быть использованы для создания различных практикумов, основанных на интеграции дисциплин в основной школе. Проведен анализ рынка программного обеспечения для создания и исследования компьютерных моделей школьниками, предложено использование готовых сред конструкторов. Разработаны программы и поурочное планирование практикумов компьютерного моделирования физических процессов для VII и для VIII классов с использование среды 1С: Физический конструктор.

Практическое использование результатов исследования обсуждалось на Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века» (Москва, НИЯУ МИФИ, 2015); Международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании" (Москва, 2016); на научных семинарах, проводимых на кафедре МГОУ; на заседаниях методических объединений учителей информатики Щелковского муниципального района.

 Результаты исследования включены в учебный процесс школ Щелковского муниципального района Московской области.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 4 печатных работах, в том числе в одной публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Диссертация "Реализация межпредметных связей при обучении компьютерному моделированию в курсе информатике основного общего образования" скачать

Поурочное планирование к курсу "Компьютерное моделирование физических процессов в 1С-Физический конструктор" скачать

Статья "Realization of intersubject communications of informatics and physics in the 7th and 8th classes of the вasics level by means of computer modelling" скачать

Статья "Реализация межпредметных связей информатики и физики на уроках компьютерного моделирования" скачать